Как профессионально ориентироваться в парижском Лувре

Любитель искусства из Парижа дает советы о том, как исследовать величайший музей мира.

How to Navigate Paris's Louvre Museum Like a Pro

Вход в пирамиду Им Пэя в центре двора Лувра.

Как влюбиться в Лувр? Самое большое, грандиозное, самое посещаемое публичное хранилище произведений искусства в мире, оно требует нашего внимания. Но любовь? Как уклончивый любовник, Лувр не всегда может показаться заинтересованным в отношениях.

Здание стояло, каменное, на правом берегу Сены в течение столетий, начав как средневековая военная крепость в конце XII века, затем став дворцом и, наконец, музеем. Королевские особы и правители реконструировали его более 20 раз, удовлетворяя свое тщеславие, но оставляя после себя раскинувшуюся структуру, лишенную логики. Его галереи, фасады, лестницы и потолки являются отдельными драгоценностями, но вместе они не образуют единое целое.

Я ничего не помню о первом посещении Лувра, летом после третьего курса колледжа. Хотел бы я сказать, что был тронут его величием или почувствовал призрачное присутствие королей и королев. Возможно, меня расстроил масштаб этого места: длинные темные коридоры; закрытые из-за нехватки охранников крылья; комнаты за комнатами картин Иисуса, Марии и их родственников, последователей, врагов и сопровождающих их ангелов. Я, должно быть, видел Мону Лизу, но все, что я написал в своем дневнике, было: «Я пошел в Лувр и прошелся по магазинам за пределами сада Тюильри».

Как и мне, Лоранс де Кар, директору Лувра, потребовалось время, чтобы поддаться соблазнительной силе музея. Де Кар пришла на высшую должность в Лувре в 2021 году после четырех лет работы в качестве главы Музея Орсе, а за несколько лет до этого — в качестве научного директора музея в Абу-Даби, который носит имя Лувра. Но даже она ничего не помнит о самом первом посещении Лувра. «Я не могу точно вспомнить этот момент, — говорит она. — В детстве я не была большой любительницей музеев».

Хотя предпринимались многочисленные попытки улучшить впечатления посетителей, директора Лувра давно признали проблемы, которые он представляет, и отсутствие сплоченности и порядка. «Нашу коллекцию очень трудно понять, если вы не знаете историю, мифологию и Библию», — сказал мне Анри Луаретт, который был директором музея в течение 12 лет. «Никто не может утверждать, что он «специалист по Лувру». Жан-Люк Мартинес, его преемник, сказал, что «Лувр — это дворец, и у него нет логики музея». Де Карс называет его «большой, беспорядочной энциклопедией».

Чтобы освободиться от чувства подавленности его пугающей величиной, мне пришлось научиться посещать Лувр. Мне пришлось надеть мантию смирения Луарета. Мне пришлось бродить, теряться и забывать о времени. Мне пришлось знакомиться с произведениями искусства, заводя связи и заводя разговоры, пока я бродил по галереям — с экспертами, охранниками, друзьями, даже с совершенно незнакомыми людьми.

И вот, со временем и долгим знакомством, Лувр затянул меня в свои объятия. Я больше не вижу его как крепость, дворец или музей, а как живой, дышащий персонаж с множеством личностей.

Где-то по пути я влюбился.

How to Navigate Paris's Louvre Museum Like a Pro

В Красных залах Лувра хранится коллекция французской живописи XIX века.

Крис Соренсен/Gallery Stock

За годы проб и ошибок я разработал персональные стратегии, которые помогут сделать посещение Лувра более приятным как для новичков, так и для опытных посетителей.

Вход может занять целую вечность. Летом 2013 года, вскоре после того, как его назначили директором, Мартинес выдал себя за обычного туриста и встал в очередь у главного входа. Ему потребовалось более трех часов, чтобы войти. Сейчас все не так уж и плохо, но все равно недостаточно хорошо.

Крайне важно бронировать билеты на определенное время заранее, так как в день разрешено только небольшое количество посетителей. Вы можете обойти главный вход в пирамиду, попробовав подземный вход «Карусель», но он также может быть забит. Вы можете встать в очередь до открытия музея, но эта тактика может иметь обратный эффект, если слишком много гидов и их клиентов сделают то же самое. Иногда лучше пойти в обеденное время или в конце дня. Присоединение к организованному групповому посещению или нанять частного гида может помочь избежать очередей. Даже с учетом решения Лувра в 2023 году сократить количество входных билетов на 30 процентов, может возникнуть ожидание, и оно может быть долгим, независимо от вашей стратегии.

30 лучших занятий в Париже по мнению местных жителей

Приходите расслабленными, не напряженными от поездки в переполненном метро или такси, застрявшим в пробке в центре Парижа. И не рассчитывайте на еду, когда вы окажетесь внутри. Пункты питания переполнены, а еда посредственная. Лучше всего приходить в Лувр прямо из кафе. (Одна из моих мантр: «Никогда не приходите в Лувр натощак или с полным мочевым пузырем».) Мое любимое место — Le Nemours, в трех минутах ходьбы от музея на площади Колетт. Никто в Le Nemours не будет против, если вы закажете всего один chocolat chaud и просидите там пять часов. Но горячий шоколад — не ваша цель. Так что подкрепитесь традиционным, правильно поджаренным croque monsieur и отправляйтесь в музей.

Оказавшись внутри, вы спускаетесь по эскалаторам в открытое круглое пространство с ощущением терминала аэропорта. Вы слышите шум толпы прежде, чем видите ее. Знаки, предупреждающие посетителей остерегаться карманников, нервируют, но необходимы. Если это солнечный день, становится жарко; солнечный свет отражается от бледного каменного пола и ослепляет вас. Ваш визит еще даже не начался, но вы уже чувствуете себя дезориентированным.

Большинство пояснительных надписей возле каждого произведения искусства краткие и написаны только на французском языке. Официальная складная карта, показывающая местонахождение экспонатов, кажется, создана для того, чтобы сбивать с толку.

Путеводитель по Парижу изнутри — роскошные отели, винтажные магазины и лучшие рестораны города

Но не позволяйте неидеальному приему Лувра обескуражить вас. Вы здесь, чтобы увидеть великое искусство. Вы заплатили за вход, чтобы попасть внутрь, и искушение состоит в том, чтобы получить то, что вы заплатите. Большинство людей могут выдержать от девяноста минут до двух часов за один заход. Если вы попытаетесь остаться дольше без перерыва, ваши ноги будут болеть, и вы забудете большую часть того, что видели. Путешествуйте налегке, с небольшим рюкзаком или самой маленькой сумочкой; оставьте путеводитель, альбом для рисования и бутылку с водой дома. Наденьте прочную обувь. Для скользкого камня, особенно мраморных ступеней, я бы рекомендовал придерживаться самых структурированных кроссовок. Чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы, избегайте понедельников. Это худший день для посещения, потому что Музей Орсе закрыт, что увеличивает спрос на Лувр (который сам закрыт по вторникам). Избегайте среды после обеда, потому что французские дети не ходят в школу, что освобождает толпы семей для похода в музей.

Лувр также закрывает некоторые помещения (уборка, ремонт, отсутствие охраны) и объявляет о закрытии на своем веб-сайте. Если вы полны решимости увидеть определенные произведения искусства, предварительное чтение может помочь. Существуют тысячи путеводителей. Мой любимый — большой официальный путеводитель на 107 страниц с превосходными цветными изображениями «Шедевры Лувра». Он доступен на нескольких языках и его можно купить всего за восемь евро в музее или через его интернет-магазин.

Как бы мне ни нравилось бродить, я могу провести базовую экскурсию паломников Лувра — по самым главным и не только — за два часа. Я провожу гостей по эскалатору в крыло Сюлли, через вестибюль, где стены украшены четырьмя фризами, а затем в длинный туннель, чтобы увидеть остатки многовековой крепостной стены.

Затем мы поднимаемся по лестнице справа, а затем по другой, также справа, и входим в сводчатую музыкальную галерею эпохи Возрождения, известную как Le Salle des Caryatides, с ее древнеримскими статуями. Через окна мы видим пирамиду справа и Cour Carrée слева и продолжаем идти прямо к Венере Милосской в соседней комнате.

Здесь мы делаем вдох. Затем поворачиваем направо через стык греческой, римской и этрусской коллекций. Мы быстро осматриваем потолок в стиле барокко, затем поднимаемся по лестнице к Крылатой Победе Самофракийской . Теперь мы достигли крыла Денон и оказываемся на самом оживленном перекрестке музея. Сначала мы наслаждаемся красотой богини победы. Затем мы идем налево в ослепительную Галерею Аполлона, где выставлены драгоценности короны. После того, как мы были ослеплены королевским наследием Франции — или тем, что от него осталось — мы разворачиваемся и возвращаемся к Крылатой Победе .

На этот раз мы поворачиваем направо, останавливаясь, когда сталкиваемся с Венерой Боттичелли. (Есть тихие места, где можно посидеть возле окон, выходящих на этаж ниже.) Затем через Салон Карре с его итальянскими картинами XIII-XV веков и более известными и более поздними итальянскими картинами в Большой галерее, которая является не галереей, а длинным коридором. Мы не пропустим четырех Леонардо! Пройдя всю Большую галерею, мы затем следуем за толпой в комнату, которая ведет в Государственный зал, чтобы увидеть Мону Лизу. Я говорю своим гостям не тратить 20 минут на ожидание в очереди, если они не полны решимости сделать с ней селфи, а посмотреть на нее со стороны. Затем я настаиваю, чтобы мы осмотрели другие великие картины в комнате, начиная с «Свадебного пира в Кане» Веронезе, которая в 150 раз больше Моны Лизы. И мы не уйдем, не потратив время на «Человека с перчаткой» Тициана. По ту сторону перегородки, где висит Мона Лиза, находятся еще три Тициана. На них почти никто не смотрит, но мы смотрим!

Когда мы выходим из Salle des États через сувенирный магазин Mona Lisa , мы направляемся в Красную комнату, которая заполнена лучшими образцами неоклассического искусства, от «Коронации Наполеона» Давида до « Большой одалиски» Энгра, одной из самых красивых женщин Лувра. Затем мы возвращаемся в другую галерею рядом с Salon Denon, чтобы увидеть, что романтизм сделал лучше всего в «Плоте Медузы» Жерико и «Свободе, ведущей народ» Делакруа. После этого мы оказываемся на Escalier Mollien, по которой мы спускаемся, чтобы стать свидетелями того, как Микеланджело запечатлел в мраморе красоту двух рабов. И вуаля, мы увидели некоторые из лучших работ Лувра.

Теперь мой маленький грязный секрет о том, как покорить Лувр без стресса. Хотя вход для многих бесплатный, цена стандартного билета составляет 22 евро (около 23 долларов США) и, как ожидается, в 2026 году будет стоить 30 евро (около 31 доллара США). Если вы планируете посещать Лувр несколько раз в течение поездки, раскошельтесь и станьте другом Лувра. За 80 евро — стоимость ужина с вином в уважаемом бистро — вы можете купить годовой абонемент (120 евро на двоих). Вы можете подать заявку заранее онлайн, с фотографией; карта будет отправлена вам по почте. Или подать заявку лично в офисе Amis du Louvre внутри Лувра. Вы просто размахиваете картой у входа Richelieu, наслаждаетесь неограниченным входом, обходите очередь как знаменитость и оставайтесь столько, сколько захотите. Это лучшее культурное предложение в Париже.

Запустите операцию соблазнения персонала. «Если вы нормальный человек, вы можете чувствовать агрессию и разочарование», — сказал мне Гийом Кьенц, директор Музея и библиотеки латиноамериканского общества в Нью-Йорке и бывший куратор Лувра. «Вместо этого будьте предельно любезны со всеми сотрудниками — говорите « Bonjour » всем охранникам. Им нужна признательность посетителей, потому что на них никто не смотрит, кроме как для того, чтобы пожаловаться. Если вы относитесь к французу с добротой, все двери откроются для вас».

Когда все это кажется подавляющим, отправляйтесь в тихое место: на нижний этаж Исламского искусства, возможно, или в комнаты с картинами Пуссена, или на мраморную скамью во дворе скульптур Марли. Просто повторяйте себе снова и снова: «Я в Париже. Я в Лувре».

Отрывок из книги «Приключения в Лувре: как влюбиться в величайший музей мира», опубликованной в этом месяце издательством WW Norton & Company.

Версия этой истории впервые появилась в выпуске журнала Travel + Leisure за март 2025 года под заголовком «Учимся любить Лувр».

Туризм