85 лет Эдите Пьехе. Как «Золушка» из Ленинграда стала звездой эстрады

31 июля ей исполняется 85 лет, из которых более 60 она выступала на сцене. Ее путь – это история Золушки, которая стала королевой песни. Как же девочка из бедной шахтерской семьи взошла на Олимп советской и российской эстрады?

Об этом Эдита Станиславовна не раз рассказывала журналистам spb.aif.ru. Она неоднократно давала интервью нашей газете и даже приглашала к себе в гости в поселок во Всеволожском районе, где живет и сегодня.https://versii.com/news/udobnoe-prilozhenie-dlja-stavok/

Счастливый билет

В Ленинград она приехала в 1955-м году из маленького городка на юге Франции. Вокруг были бедность, разруха. В поисках заработков семья перебралась в Польшу, но лучше не стало. Маленькая Эдита голодала, не знала толком, что такое молоко и сахар. В 1941-м от силикоза умер отец, а затем в 17 лет от туберкулеза, проработав в шахте три года, скончался брат. Чтобы не впасть в нищету и поднять детей, мать вышла замуж за другого, но отношения с отчимом не сложились. Казалось, Эдите не вырваться из замкнутого круга, но судьба преподнесла царский подарок. Тогда Советский Союз хотел привлечь на свою сторону зарубежные страны и использовал для этого разные способы. В том числе приглашал иностранных студентов. Такое направление на учёбу в Ленинградский университет получила и Эдита Пьеха.

«Когда впервые оказалась в Ленинграде, долго не могла поверить, что вытянула счастливый билет, — рассказывает певица. — Шла по улицам и щипала себя: это же Исаакиевский собор, а это Петропавловка, шпиль Адмиралтейства. Думала, сон. С первых минут почувствовала, что я в своем городе».

А через короткое время она вытянула еще один счастливый билет. Познакомилась с Александром Броневицким, который тогда руководил хором польского землячества. Ей было 18, ему 31. Он сразу оценил вокальные данные понравившейся ему девушки и предложил выступить на новогоднем концерте. Успех был ошеломительным. Уже первая песня «Красный автобус», которую Эдита исполнила в новогоднюю ночь 1955-го, сделала ее известной на всю страну.

Сегодня часто говорят, что для популярности нужна «раскрутка», «пиар», немалые вложения. Однако Эдита Пьеха признается, что «на имидж не потратила ни рубля. Всегда была сама собой.

«​Я не приучена холить себя, показывать, — рассказывает певица. — Зачем? Моя публика видит меня на сцене. А вот предугадал, разглядел во мне артистку, конечно, Броневицкий. Вместе мы прожили 20 лет, и он буквально лепил мой образ, воспитывал, часто очень жестко. Я даже не раз плакала. Требовал, например, чтобы красиво ходила, держала спину. А я стеснялась своего роста 173 см, сутулилась. Тогда со мной попросили поработать артистов балета Аллу Ким и Шалву Лаури. Учила меня правильно ходить и знаменитая балерина Мариинского театра Нинель Кургапкина. Говорила: «Идешь, как будто на лыжах. Ногу выбрасываешь – и скользишь. Ни в коем случае не наклоняешься. Только прямо». До сих пор мысленно делаю эти уроки».

 

 

Бегать за деньгами не умею

Пройдет еще какое-то время и Пьеху назовут иконой стиля, а зрители, особенно женщины, будут приходить на ее концерты не только чтобы послушать песни, но и увидеть новинки моды.

«Конечно, разве могла я думать, когда во Франции донашивала одежду двоюродной сестры, а на сцену вышла в перелицованном из старенького платье, что мне будут шить наряды Зайцев и Танцурина, что на меня будут смотреть и равняться, считать примером, — переносится в прошлое артистка.

Хотя, честно говоря, и когда уже имела звания, приличного концертного платья было не пошить. Хорошо, что Слава Зайцев «сочинял» мне костюмы по-дружески, с большой скидкой. На зарубежных гастролях выискивала уцененные ткани, тогда о такой форме торговли мы даже не знали. Сегодня считаю мои концертные платья такими же тружениками и даже создала для них «павильон воспоминаний». Все платья – любимые, они, как моя кожа».

А вот планов стать богатой, владеть капиталами  она никогда не вынашивала.

«Бегать за деньгами не умею, всегда получала только то, что положено по закону,- признается певица. — Сначала ставка была 5, потом 9,13, наконец, 38 рублей за сольный концерт. В перестройку – 1000 руб. и больше. Хотя многие и в советское время получали в конвертах. Так и говорили: «Не дадите, не выйду на сцену». Я даже не понимала, о чем речь. Сан Саныч (Александр Александрович Броневицкий, — Прим.ред.) тоже однажды предупредил весь наш ансамбль: «Если хотя бы рубль в конверте возьмете, вместе работать не станем». А я и не собиралась, да мне никто и не предлагал. Я была артисткой для простых людей, а не публики, заседающей за пышными столами корпоративов и «заказывающей» звезд».

Непросто оказалось построить и семейный очаг. И хотя артистка трижды была замужем,  дорога к семейному счастью выдалась трудной.

«В случае с артистами все сложно, — была откровенной певица. — Каждая артистка словно делится надвое — человек и творческая личность. Эта раздвоенность не дает возможности быть женщиной — все направлено на артистку. Я даже в шутку о себе говорю, что Пьеха-женщина всю жизнь вкалывала на Пьеху — артистку и все делала для того, чтобы эта прима, выходя на сцену, высоко держала планку. Видно, не нашелся такой мужчина, который бы принес себя в жертву женщине, а не артистке Пьехе. Однажды подумала выйти замуж не за музыканта или творческую личность, а просто, чтобы была семья и рядом надежное плечо. Но все видели во мне только певицу. Поэтому решила, что замуж выходить больше незачем».

 

 

«Россия им кость в горле»

Сегодня она редко смотрит телевизор, далека от политики, но у нее есть свое мнение и о санкциях, и американцах, пытающихся везде навязать свою точку зрения.

«Санкции – это как минимум несправедливо, — рассуждает Эдита Станиславовна. — Испокон века Россия была для Запада костью в горле. А американцев я видела ещё в конце войны, в 1945-м. Тогда Франция была оккупирована немецкими войсками: фашисты под натиском Советской армии и союзников бежали, и пришли американцы. Приехали на «Виллисах», челюсти работают, не останавливаясь, — резинку жуют и тут же сплёвывают. Мне тогда было всего восемь лет, но антипатия к этим хозяевам не своей страны осталась навсегда. Затем, когда стала известной, гастролировала в Америке пять раз. И хотя меня прекрасно принимали, чувствовала себя там плохо. У них через слово — «бизнес», «деньги». Мне это чуждо».

Человек  своего времени, она всегда старалась жить по законам совести. Мало кто знает, что именно Эдита Пьеха стала инициатором сбора средств для надгробного памятника и монумента Тане Савичевой, чей трагический дневник стал символом ленинградской блокады.  В 1976-м радиостанция «Юность» пригласила певицу поездить с концертами по студенческим строительным отрядам.

«По дороге в Лукоянов Горьковской области наша машина вдруг свернула с шоссе и остановилась у маленького сельского кладбища рабочего поселка Шатки, — рассказала знаменитая исполнительница. — Как оказалось, там похоронена Таня Савичева. Я была потрясена, ведь как многие ленинградцы верила, что она покоится на Пискаревском кладбище».

Народная артистка пообещала посвятить мужеству девочки песню и свое обещание  сдержала. Вскоре на Центральном телевидении в ее исполнении прозвучала «Баллада о Тане Савичевой»,  которую написали композитор Е. Дога и поэт В. Гин. Это вызвало новую волну интереса к трагической судьбе блокадного ребенка и впоследствии в поселке был сооружен мемориальный комплекс. А Эдите Пьехе присвоено звание почётного гражданина посёлка Шатки, которое она носит с гордостью.

Более подробно тут:https://www.bankfax.ru/companies_news/149366/

 

 

«Я счастливый человек»

Сегодня звезда, кумир миллионов живет уединенно в поселке под Петербургом, в своем доме. Построила его по собственному проекту, купив участок с заброшенной «халупой». Сейчас это райский уголок, где стремятся ввысь туи, много красивых цветов, все комфортно и удобно. К сожалению, недавно ушла из жизни одна из ее преданных помощниц, которая была рядом свыше 30 лет.  Но королева эстрады не одна.  Рядом верные люди,  которые поддерживают, помогают в быту.

«Я счастливый человек, — признается Эдита Пьеха. — Четыре раза объездила нашу страну вдоль и поперек, от Калининграда до Дальнего Востока. И всегда рядом со мной были  мои главные слушатели – обычные зрители, такие же рабочие лошадки, как я. Люди мне верили, принимали такой как есть. Для меня это самое главное».

Культура